К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

​​Шторм и больничные: что стоит за отменами рейсов «Аэрофлота»

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
В первые выходные июля, когда Москва боролась с последствиями урагана «Орхан», в аэропорту Шереметьево были отменены или перенесены сотни рейсов авиакомпании «Аэрофлот». Вскоре СМИ и Telegram-каналы начали писать, что в массовых задержках вылетов виноваты не только стихия, но и внутренний конфликт авиакомпании с сотрудниками, которые в качестве протеста против чрезмерной нагрузки массово ушли на больничный. Forbes разбирался, что послужило причиной коллапса — погодные условия или корпоративный конфликт

На Москву 5 июля обрушился ураган «Орхан», который привел к массовой задержке рейсов в аэропорту Шереметьево — хабе «Аэрофлота». Часть рейсов отменили, в здании аэровокзала выстроились длинные очереди. В Telegram-каналах появились сообщения, что сбой с прилетом и отправкой самолетов возник не только из-за непогоды, но и из-за массового ухода на больничный бортпроводников, вызванного отношением руководства и слишком интенсивным графиком полетов. 7 июля стало известно, что большая часть топ-менеджмента службы проводников увольняется. «Аэрофлот» нехватку летного персонала отрицает. Forbes разбирался, что происходит на самом деле.

Буря над Шереметьево

Согласно онлайн-табло Шереметьева, 6 июля было перенесено или отменено около 30 вылетов. Пресс-служба аэропорта объясняла, что решение о вылете или посадке принимают командиры воздушных судов, руководствуясь соображениями безопасности.

На сайте «Аэрофлота» появилось предупреждение: «В связи с неблагоприятными погодными условиями в столичном регионе в прошедшую ночь, которые привели к корректировке расписания, время вылета части рейсов за 06.07 будет сдвинуто по причине позднего прибытия самолетов из предыдущих рейсов».  В тот же день, 6 июля, СМИ сообщили, что из 263 запланированных рейсов «Аэрофлота» время вылета было изменено для 172. В два часа ночи 7 июля компания отчиталась, что план выполнения полетов и ситуация на линии регистрации стабилизировались. Ситуацию взяла на контроль Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

При этом еще 2 июля, до урагана «Орхан», Telegram-каналы писали, что причиной массовых задержек и отмен рейсов «Аэрофлота» стала нехватка бортпроводников — у компании недостаточно укомплектованных экипажей для бесперебойной работы. Только в Шереметьево за одни выходные (29-30 июня) было задержано около 330 рейсов на вылет и на прилет, также более 20 рейсов пришлось отменить. Но тогда это сообщение не получило широкой огласки. 

«Сорвало резьбу»

Попросивший об анонимности пилот «Аэрофлота» рассказал Forbes, что дело даже не в нехватке бортпроводников в штате. «Точно не скажу, но очень много бортпроводников разом ушли на бюллетень, — говорит он. — Это у них такой давнишний способ забастовки, называется «возьми больничный лист». Собеседник Forbes объясняет, что такой способ протеста «давно у них практикуется, когда они уже просто на пределе». На транспорте забастовки запрещены, объясняет пилот, «поэтому они идут к врачу, жалуются на плохое самочувствие и берут больничный».

 

По словам собеседника Forbes, трое из четырех топ-менеджеров департамента, руководящего работой бортпроводников, увольняются — директор департамента Индиана Талыпова и два ее заместителя написали заявления на увольнение с 19 июля.

Талыпова отказалась от комментариев для Forbes, посоветовав обратиться в пресс-службу «Аэрофлота».  Пресс-служба группы компаний на запрос Forbes ответила, что «авиакомпания внесет частичные изменения в руководящий состав департамента обслуживания на борту и что обновленный состав руководства самого многочисленного департамента авиакомпании будет представлен коллективу после проведения необходимых кадровых процедур, в соответствии с Трудовым кодексом». Представители группы компаний также отметили, что  «информация, распространяемая рядом Telegram-каналов о якобы 1500 больничных листах сотрудников департамента обслуживания на борту, не соответствует действительности, что подтверждается документально». Озвученная цифра, по версии пресс-службы, «завышена в разы», а информация «является нелепой». «Распространение домыслов о причинах кадровых изменений в департаменте компании считаем неприемлемым, — говорится в ответе пресс-службы. — Также компания считает некорректным комментировать персональные решения работников». 

Forbes обратился в Шереметьевский профсоюз бортпроводников, где ситуацию прокомментировала одна из руководителей организации Илона Борисова. В беседе с Forbes она подтвердила, что заявления на увольнение подали директор департамента бортпроводников Индиана Талыпова и ее заместители Елена Фролова и Михаил Дмитриев. И хотя, по словам Борисовой, у нее «нет подтверждающих документов, но правда и то, что несколько сотен бортпроводников одновременно ушли на больничный, что вызвало задержки вылетов и отмену множества рейсов, потому что нет сил так работать». 

 

«Заявления менеджеров на увольнение были поданы не просто так, — говорит Борисова. — А именно потому, что случился этот коллапс. Но даже бортпроводники не знали размера бедствия». К тому же, объясняет она, «вмешалась гроза в выходные, которая усугубила положение». Однако массовый уход персонала на бюллетени начался раньше, до урагана «Орхан». «Как я видела в Telegram-каналах, — говорит Борисова. — Транспортная прокуратура, уполномоченная проверять в том числе и исполнение трудового законодательства в авиационной сфере, начала проверку, и только после этого часть  менеджмента департамента подала заявления на увольнение». 

«Эпидемия» с историей

Массовый уход сотрудников на больничный для «Аэрофлота» не в новинку — впервые коллективная «болезнь» поразила четверть всех бортпроводников в 2001 году. Тогда профсоюз авиационных специалистов (ПрАС) «Аэрофлота», который объединяет техников авиакомпании, провел в Шереметьево предупредительную забастовку, а четверть бортпроводников ушли на бюллетень. Члены ПрАС, самого маленького союза (по сравнению с профсоюзом авиаработников, шереметьевским профсоюзом летного состава и профсоюзом бортпроводников), просто начали так называемую итальянскую забастовку, то есть стали работать с точным соблюдением инструкций, и график вылетов был сорван. В 2001 году «Аэрофлот» стал переходить на контрактную систему оплаты, и зарплаты у всех повысились — кроме техников.

Бортпроводники в знак поддержки акции профсоюза «забюллетенили», профсоюз пилотов заявил «о моральной поддержке». Администрация компании подала на организаторов в суд. ПрАС в ответ подал в суд на генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова, потребовав оштрафовать его на 100 должностных окладов за невыполнение обещания выплачивать премиальные в связи с увеличением на 32% фонда зарплаты. Конфликт продолжался несколько лет, пока в январе 2003 году не был подписан трудовой договор.

История конфликтов персонала с менеджментом компании многолетняя, вспоминает Борисова. «Были обращения в суд, в прокуратуру, в Трудовую инспекцию, но работодатель отвечал «косметическим ремонтом» — требования контролирующих инстанций устранить выявленные нарушения реализовывались только в отношении лиц,  обратившихся с жалобами, и никогда не распространялись на весь коллектив в целом», — объясняет она. 

Борисова полагает, что для руководства департамента, ответственного за работу с бортпроводниками, жалобы всегда являлись причиной избавиться от неугодных. Например, в 2016 году произошла чистка кадров «категории СТС — старых, толстых, страшных», как назвали это сами бортпроводники. По словам Борисовой, тогда за пределы авиакомпании были выброшены около 600 бортпроводников, в суд обратились только двое. И суд они выиграли. 

 

Нерешенность наболевших вопросов и долгое замалчивание конфликтов послужило триггером. Бортпроводники и раньше решались на акции «больничный лист», говорит Борисова, «но в этот раз предварительного сговора не было, все произошло спонтанно. Когда-то это должно было случиться, и вот оно взорвалось». Сотрудница профсоюза объясняет, что беспорядочная работа по шестидневной неделе во вредных и опасных условиях создает колоссальные нагрузки. «Люди работали на износ продолжительное время, отдых при этом предоставлялся по минимуму. Иногда бортпроводники падали в обмороки. Даже довольно высокая зарплата, доходящая до 100 000 рублей, не удерживала людей, была постоянная текучка кадров», — рассказывает Борисова. 

Работы становилось все больше. «Мы как национальный авиаперевозчик по заданию государства увеличиваем частоту полетов по имеющимся трассам и открываем новые, — продолжает Борисова. — Для этого необходим ресурс, человеческий ресурс в том числе. Руководство департамента отчитывалось перед генеральным директором, что такой ресурс есть, Росавиация опиралась на предоставленные документы и давала добро, а нагрузки на штат только росли. Вот резьбу и сорвало». Срыв выразился не только в уходе на больничный — многие бортпроводники были готовы уволиться. 

«Сейчас все ждут решения высшего руководства о назначении нового директора департамента, — говорит Борисова. — Коллектив со своим претендентом на эту должность определился, но опасается, что будет совершена ошибка и все останется по-прежнему. Пока же бортпроводники, которые собрались увольняться, притормозились».

Тем временем на сайте «Аэрофлота» появилась информация, что группа компаний приглашает на работу бортпроводников. Им предлагается приветственный бонус 50 000 рублей после вычета налогов (для кандидатов на первоначальную подготовку) и 60 000 рублей после вычета налогов (для бортпроводников со свидетельством), а также стабильную зарплату до 120 000 рублей и более «в зависимости от налета часов».

 

Forbes обратился в Транспортную прокуратуру с запросом, ведется ли проверка чрезмерной нагрузки бортпроводников «Аэрофлота». На момент публикации ответа на запрос не поступило.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: [email protected]

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+